Психология

Стыд и вина

Астрологические прогнозы, астрологические новости, полезные и интересные заметки для тех, кто изучает и просто интересуется джьотиш в нашей рассылке.

В астрологии чувство вины связано с энергетикой Сатурна. От Сатурна зависит жизненный успех, без его благословения ничего значимого в жизни не происходит. Вот почему и астрологам, и любителям психологии, полезно познакомиться с этой энергией поближе, с помощью этой статьи, автор которой психотерапевт Корнеева Ирина Николаевна.

 

Стыд и вина – это чувства, которые появляются в процессе отделения ребенка от матери. Ребенок начинает чувствовать себя отдельно и действовать самостоятельно, и хотя он все еще сильно нуждается в матери, он радуется, что может обходиться без нее. Постепенно тотальная зависимость и нуждаемость ребенка в матери постепенно преобразуется в привязанность и самостоятельность. Специфика отделения в том, что ребенок становится видимым, и поэтому он может быть оценен - одобрен, осмеян, пристыжен, осужден или незамечен.

Если демонстрация ребенком первых успехов встречает одобрение, он наполняется радостью и гордостью от проявлений самостоятельности при отделении, формируется его чувство собственного достоинства. Если желание ребенка быть видимым и одобренным не удовлетворяется в детстве, он не получает подтверждения, что мир радуется ему и его действиям, что он может гордиться собой. В этом случае ребенок не уверен, что он хорош, поэтому в дальнейшей жизни он будет стремиться быть в центре внимания, чтобы получить признание, будучи в глубине души неуверенным в себе.

Если отделение ребенка, его проявления самостоятельности встретили насмешки над его неопытностью или необоснованное осуждение, он переживает это как беспомощность, бессилие и плохость. Это переживание запускает механизм патологического стыда. Ребенок боится в следующий раз отделяться и демонстрировать себя, чтобы не переживать этот стыд, Возникает страх отделения или сепарации, он вызывает страх самопредъявления, страх собственных действий, это тормозит развитие, не давая возможности освободиться от зависимости.

Ощущение нуждаемости в зависимости заставляет чувствовать еще больший стыд, желание освободиться – страх. Когда ребенок чувствует себя плохим, он также чувствует себя нелюбимым. Он боится обретать самостоятельность, отделяться от матери, т.к. тогда он может потерять ее любовь. В дальнейшем такой человек боится потерять любовь значимых для него людей в любых ситуациях, когда он позиционирует себя как отдельную личность. Действия переполненного стыдом человека также становятся плохими, т.к. совершаются негодной личностью, он начинает считать себя не только изначально плохим, но и морально ущербным.

Он боится даже естественного самоутверждения, считая его опасной агрессией. К чрезмерному стыду примешивается огромная иррациональная вина, цель которой просто наказать свою жертву и предупредить любые намеки на агрессию, тогда как цель нормальной вины в том, чтобы установить равновесие между отдельным человеком и обществом. Чувства стыда и вины часто путают, хотя бы потому, что человек может их испытывать одновременно.

Есть люди более склонные испытывать чувство стыда, другие – вины. Одни чувствуют стыд, другие вину, третьи и то и другое в одних и тех же ситуациях. Стыд – чувство, что ты плохой, а вина – что ты сделал что-то плохое. Стыд затрагивает центральную идентичность человека, его целостную самость, его сущность, вина – его действие. Чувство стыда формируется в раннем возрасте, с момента осознания им, что он – отдельный человек, который нуждается в родительской любви и принятии и может это потерять.

Чувство вины появляется в более позднем возрасте, когда ребенок осознает, что у него есть социальные обязанности, поэтому ради любви близких он должен сдерживать свои эгоистические, агрессивные и сексуальные чувства. Стыд и вина - это совершенно разные переживания. Человек, испытывающий стыд и человек, испытывающий вину, по-разному переживают провал и неудачу. Неудачу стыдящийся человек ощущает как жизненный провал, он чувствует себя неадекватным всему роду человеческому, не способным реализовать свои жизненные задачи, не соответствующим своим ожиданиям.

Чаще всего это отражение родительских ожиданий. Виновные чувствуют ошибку не в бытии, а в действии. Их беспокоит то, что они сделали неправильно и как это отразится на них и остальных. Их неудача состоит в их собственных обязательствах перед собой. Стыд и вина проявляются в разных телесных реакциях. Стыд парализует, кровь приливает к лицу, колени слабеют, невозможно сделать шаг, несмотря на отчаянное желание убежать. Жертва стыда теряет контроль над своим собственным телом, что делает стыд еще более глубоким. Человек чувствует себя видимым насквозь, он разоблачен, уязвим и беззащитен, он превращается в ничтожество, нет никаких качеств в нем, чтобы искупить его недостатки.

Мало того, что он презренная тварь, его еще все видят. Он сталкивается с непреодолимым чувством унижения и презрения к себе, теряет способность думать. Вина редко может вызывать реакции всего тела, ощущения вины чаще всего являются смесью эмоций и мыслей, эти мысли могут быть болезненны, но это не физическая боль. Другой отличительной особенностью стыда является то, что незначительное событие может вызвать сильнейшее чувство стыда, т.к. оно тянет за собой множество предыдущих постыдных событий.

Виновный человек обычно ожидает наказания пропорционального нарушению его моральных принципов или социальных норм. Виновного заботит в первую очередь то, что он совершил, а не его идентичность. Он может сильно мучиться от того, как он мог пасть так низко и со страхом ожидать сурового наказания, но он никогда не будет задаваться вопросом о своем праве на существование. Центральный страх стыдящегося – это страх быть оставленным, брошенным и умершим от эмоционального голода.

Стыд происходит из психического напряжения, когда ребенок осознает свою отдельность от других, что за ним наблюдают и его оценивают. Желая продемонстрировать себя миру, ребенок может столкнуться с опустошающим родительским невниманием или необоснованным осуждением. Результатом может стать уменьшение радости и интереса по поводу мира. Ребенок идентифицируется с родительским неприятием, испытывая постоянный страх, что его не любят и могут бросить, чувствует непреходящий стыд в глубине своего существа за свою плохость.

Если ребенок получает достаточно внимания от родителей, он понимает, что хотя и не находится в центре мироздания, но все же может найти свое место в мире. Он привыкает, что родители видят его и одобряют увиденное. Он постепенно привыкает к мысли, что мир не вращается вокруг него, все желания невозможно удовлетворить. Стыд и вина играют важную сигнальную роль в психическом функционировании человека.

Это ни плохие, хорошие чувства. Когда они чрезмерные, они парализуют и подавляют личность, когда они умеренные, они становятся внутренними ориентирами при взаимоотношениях с людьми, нельзя ими пренебрегать, иначе человек не будет способным жить в обществе себе подобных. Стыд связан с развитием автономии, чувства принадлежности к миру, и способностью личности отвечать на требования реальности. Он отражает наше растущее осознание того, что он, как и мы все, занимает, очень небольшое место в этом мире, и часть того, что мы представляем, не может быть полностью принята остальными.

Чувство вины является результатом разрешения центрального конфликта, сопровождающего развитие личности человека, Эдипова конфликта. Это конфликт между животными, эгоистическими побуждениями и противоборствующими им силами, пытающимися перенаправить эту энергию в социально приемлемое русло. Вина наказывает человека изнутри, когда он делает или задумывает что-либо, что сам считает противоправным. Нормальное чувство вины служит человеку сигналом, что он находится в опасной зоне, когда, порой неосознанно, могут начать проявляться его агрессивные побуждения против других.

Его совесть, принявшая традиционные ценности, требует отказа от своей агрессии. Страх внешнего наказания со стороны могущественных родителей преобразуется во внутреннее ограничение – совесть. Ее назначение – обеспечение выживания человеческого вида, как социального существа, это основа развития культуры человеческого общества. Болезненный, затопляющий, проникающий в самую сущностную основу человека стыд, требует лечения, причем долгого и терпеливого.

Стыд прячется, обнаружение стыда болезненно и удваивает первоначальный стыд. Это чувство настолько непереносимо, что часто психика защищается от него с помощью отрицания, избегания, перфекционизма, грандиозности, высокомерия, заменяется другими чувствами, которые легче переносятся: ярость, презрение, отвращение. В процессе лечения человек учиться встречаться со своим стыдом, не используя защиты всегда, чаще набираясь смелости взглянуть реальности в глаза.

Цель терапии - в превращении болезненного стыда в умеренный полезный стыд. Умеренный стыд дискомфортен, но не слишком, человек не презирает себя целиком, и, несмотря на первоначальное расстройство, может простить себя и сделать выводы, чтобы исправить ошибки. Умеренный стыд позволяет человеку отслеживать свои отношения с миром. Вместо старания уничтожить стыд, необходимо научиться использовать его в конструктивных целях как сигнал к изменению. В этом случае человек сможет регулировать свое поведение, чтобы нравиться окружающим без потери чувства базовой автономии, он сможет оставаться один без неодолимого страха брошенности., начнется движение от стыда к гордости, к чувству собственного достоинства.

Большинство людей чередуют временные состояния стыда и гордости внутри себя. Эти состояния отражают их поведение и отношения с другими. Так стыд помогает человеку уяснить несколько важных истин о его месте в мире: - что он принадлежит к роду человеческому (принцип человечности) - что он не лучше и не хуже других (принцип смирения) - что он может контролировать свое собственное поведение, но никак не чужое (принцип автономии) - можно быть достаточно хорошим, но не совершенным (принцип компетентности)

Потребность в принадлежности – центральная для переживания стыда. Стыдящийся человек чувствует себя одновременно видимым и осуждаемым, его центральная идентичность не действительна, поэтому он ожидает оставления себя обществом. Он в глубине души уверен, что он недочеловек, поэтому не может принадлежать человеческому сообществу, он жаждет быть человеком… любимым и принятым. Целью терапии является превращения стыда страха брошенности в успокаивающую уверенность, что занимает важное место в жизни людей, не всех, конечно, но значимых для него.

Рациональное чувство вины помогает человеку поступать морально, относиться к другому сочувственно и великодушно, проявлять инициативу, исправлять свои ошибки. Причем рациональная вина соответствует реальным поступкам. Другое дело иррациональная вина, она подавляет человека неопределенными обвинениями, не связанными с актуальным поведением.

Это чувство развивается в детстве. Когда ребенку трудно понять причины тех или иных событий и ответственность перепутывается, они приписывают себе ошибки взрослых, принося во взрослую жизнь вину, и наказывают себя или дают обет безгрешности. Они настолько боятся проявления агрессии, что не могут не только самоутвердиться, но и даже защитить себя. Это иррациональная моральность, которая не решает проблему, а обходит ее. Человек, по сути, старается, не посягая на других, стать святым, подобным богу, развивая немыслимое самомнение, все дальше отводя человека от общества.

На самом же деле человек – ни святой и не грешник, а только ошибающееся человеческое существо, которое старается быть честным с собой и с другими людьми.

Новости

Поделись...

Mayura Jyotish Master
Deprecated: Non-static method JSite::getMenu() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/mayura/mayura.ru/docs/templates/siteground-j16-21/templates.php on line 14

Deprecated: Non-static method JApplication::getMenu() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/mayura/mayura.ru/docs/includes/application.php on line 536

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/mayura/mayura.ru/docs/templates/siteground-j16-21/templates.php on line 14